Рабочая программа по предмету ОБЖ

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований
Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на
следующем уровне общего образования.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного
вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания.
Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля
качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности,
общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения
и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения
обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего
образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по
концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики
обучения.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
 воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
 развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование у обучающихсясовременной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты
личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую
деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология»,
«История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая
культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания

предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной
составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и
др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты
велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и
поездках.Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные
способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы,
лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному
поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном
обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь

при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая
помощь при коме.Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Тематическое планирование по ОБЖ
5 класс
№
уро
ка
1

2
3

4
5

6

7
8

Тема урока

Элементы содержания

Система обеспечения безопасности в Опасные ситуации. Чрезвычайные ситуации. Отличия
городе.
городских жителей от сельских. Источники опасности.
Телефоны служб безопасности. Телефоны доверия. Сигнал
оповещения об опасности
Опасные и аварийные ситуации в Классификация опасных ситуаций в доме. Причины
доме.
возникновения. Правила безопасного поведения
Пожар.
Факторы пожара. Пожар его причины и последствия.
Правила поведения при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты.
Затопление квартиры.
Причины затопления. Правила поведения при затоплениях
Электричество.
Вред и польза электричества. Правила безопасного поведения
пользования электричеством. Особенности оказания первой
помощи при поражении электрическим током.
Опасные вещества и продукты Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
питания.
продуктов питания. Основные правила пользования
бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии. Классификация опасных веществ. Бытовой
газ. Правила поведения пользования газом.
Взрыв и обрушение дома.
Правила поведения при взрывах и обрушениях дома. Причины
взрывов в жилых домах.
Опасность толпы. Урок ситуация
Правила безопасности при массовом скоплении людей. Паника
и бегство. Личная безопасность при посещении массовых
мероприятий.

Количество часов
1

1
1

1
1

1

1
1

Организация дорожного движения.
Безопасность на дорогах. Понятие дороги. Причины ДТП.
Безопасное поведение пешеходов и Значение сигналов светофора. Понятие пешеход. Запрещающие
пассажиров.
знаки пешехода. Правила перехода проезжей части. Правила
безопасного
поведения
пешехода,
пассажира
и
велосипедиста.
Средства
индивидуальной
защиты
велосипедиста.
Безопасность
в
общественном Виды общественного транспорта. Меры по обеспечению
транспорте и автомобиле.
безопасности в общественном транспорте.
Железнодорожный транспорт.
Опасные зоны ж/д транспорта. Правила поведения на ж/д
транспорте, правила поведения при крушении поезда

1

11

Авиационный транспорт.
Морской и речной транспорт.

Правила безопасного поведения в самолете. При аварийной
посадке.
Безопасность на водном транспорте. Виды спасательных
средств на судах. Падение за борт-оказание помощи.

1

12

Психологические
самозащиты.

основы Внешний вид и жесты. Уверенное поведение. Правила
поведения в опасных ситуациях. Преодоление страха.
Элементарные способы самозащиты
Ситуации
криминогенного Повышение безопасности жилища.
характера. Опасные домогательства. Опасные места в городе. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд,
лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита
покупателя).
Правила поведения при захвате в Понятие заложник.
Личная безопасность при похищении
заложники.
или захвате в заложники (попытке похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников.
Фильтрующие противогазы.
Средства
индивидуальной
защиты.
Фильтрующие
Пользование противогазом.
противогазы. Предназначение и принцип защитного действия
фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и
ГП-7В, устройство и правила пользования.
Детский противогаз ПДФ-2Ш, устройство и правила
пользования. Правила подбора противогаза, определение
размера (роста) шлем-маски, подготовка противогаза к работе.
Пользование противогазом. Переноска противогаза. Положения
противогаза: походное, наготове, боевое

1

9

10

13

14

15

1

1

1

1

16

17

18

Виды ранений, их причины. Первая Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила
помощь при кровотечении.
оказания первой помощи при незначительных открытых ранах.
Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение
и его характеристика. Артериальное кровотечение и его
характеристика.
Смешанные
кровотечения
и
их
характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности.
Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.
Способы временной остановки кровотечения. Остановка
кровотечения
путем
пальцевого
прижатия
артерий.
Особенности и правила остановки кровотечения путем
наложения жгута. Остановка кровотечения путем наложения
давящей
повязки.
Остановка
кровотечения
путем
максимального сгибания конечности.
Движение и здоровье. Нарушения Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
осанки
и
причины
их Роль двигательной активности для укрепления здоровья.
возникновения.
Понятие об опорно-двигательном аппарате и его развитии.
Опорно-двигательный аппарат как генератор двигательной
активности. Избыток и недостаток движения (гиподинамия) —
причина некоторых заболеваний человека.
Понятие об осанке. Различные виды нарушения осанки и
причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.
Телевизор и компьютер — друзья Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм
или враги?
человека. Правила просмотра телепередач. Правила
безопасности при работе на персональном компьютере.
Основные правила пользования персональными компьютерами.
Информационная безопасность подростка.

1

.1

1

Тематическое планирование по ОБЖ
7 класс
№
уро
ка
1

Тема урока

Элементы содержания

Количество часов

Основные виды экстремальных
ситуаций
в
природных
условиях.

Человек и окружающая среда. Понятия о стихийном бедствии и
экстремальной ситуация. Основные виды экстремальных ситуаций в
природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном
существовании. Причины вынужденного автономного существования.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия,
способы их подачи и ответы на них.
Понятие о факторах выживания в природных условиях и их
характеристика. Стрессоры выживания в природных условиях и их
влияние на организм человека. Элементы выживания в условиях
вынужденного автономного существования. Способы преодоления
стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния.
Психическое состояние человека при выживании в природных
условиях. Понятие о психических познавательных процессах
(внимание, ощущения и восприятие, память и мышление,
воображение), их характеристика. Управление психическими
познавательными
процессами
в
экстремальных
ситуациях.
Психологическая установка на выживание в условиях природной
среды и ее элементы.
Понятие о страхе и паническом поведении, их характеристика.
Основные причины страха. Развитие черт характера, позволяющих
преодолевать страх и выживать в сложных условиях. Роль волевых
качеств человека в преодолении страха. Рекомендации по
формированию волевых качеств.
Подготовка к походу – важный этап обеспечения безопасности.
Формирование туристской группы. Выбор руководителя туристской
группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор
сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Приобретение
продуктов питания. Подбор личного и группового туристского
снаряжения, общие требования к нему. Правила безопасности в
туристических походах и поездках.

1

2

Факторы
выживания
условиях.

и
в

3

Психологические
выживания
в
условиях.

4

Страх
–
главный
психологический враг.

5

Подготовка
поведение
условиях.
занятие

к
в

стрессоры
природных

основы
природных

походу
и
природных
Практическое

1

1

1

1

6

Надежные одежда и обувь –
важное условие безопасности.

7

Поведение
ситуации
условиях.

8

Действия
при
потере
ориентировки.
Практическое
занятие

9

Способы ориентирования и
определение
направления
движения.

10

Ориентирование
Луне, звездам.

11

Техника движения в природных
условиях.

12

Сооружение
жилища.

13

Добывание
огня.

14

Обеспечение питанием и водой.

в экстремальной
в
природных

по

Солнцу.

временного
и

использование

Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви.
Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды.
Способы проветривания и просушивания одежды и обуви, особенности
пользования одеждой и обувью в зимнее время.
Правила поведения в экстремальной ситуации в условиях природной
среды. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии
транспортных средств и попавших в экстремальные условия на
природе. Варианты выбора решения. Правила оборудования
аварийного лагеря и действия членов группы при ожидании помощи на
месте происшествия.
Потеря ориентировки как наиболее распространенная экстремальная
ситуация в природе. Правила определения направления выхода.
Определение примерного расстояния до источников звука и света.
Определение направления выхода в ситуации, когда человек
заблудился и не может найти свои следы. Правила поведения в случае
отставания от группы. Особенности определения направления выхода
в зимнее время.
Понятие об ориентировании. Определение направления на север: по
собственной тени, по тени на шесте. Способы определения сторон
света на местности. Правила ориентирования по компасу, по местным
предметам. Азимут. Движение по азимуту.
Ориентирование на местности по Солнцу и часам, по Луне и звездам.
Ориентирование по местным признакам: деревьям и растениям,
муравейникам и снегу.
Техника передвижения в лесной местности. Техника передвижения в
горной местности. Правила и техника переправы через водоемы и
преодоления болот. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж.
Правила безопасного передвижения по руслам замерзших рек.
Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного
жилища. Виды и способы сооружения временных жилищ в летнее
время. Виды и способы сооружения временных жилищ зимой.
Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения
костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер
пожарной безопасности. Виды костров, их назначение. Способы
добывания
огня
в
условиях
вынужденного
автономного
существования. Способы сохранения огня.
Правила обеспечения водой и питанием. Способы сохранения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

Поиск и приготовление пищи.

16

Особенности лыжных, водных и
велосипедных походов.

17

Безопасность на водоемах.

18

Сигналы бедствия.

19

Факторы,
влияющие
на
безопасность во внутреннем и
выездном туризме.

20

Акклиматизация в различных

работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях
вынужденного автономного существования. Обеспечение питанием из
резервов природы при отсутствии продуктов питания. Съедобные
растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной
пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи.
Обеспечение водой из водоемов, а также добытой из снега, льда.
Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях
вынужденного автономного существования.
Правила использования съедобных растений в пищу. Способы
кипячения воды и приготовления растительной пищи при отсутствии
посуды. Способы и средства для приготовления пищи в полевых
условиях. Охота и рыбалка. Изготовление средств для рыбалки из
подручных материалов. Основные правила рыбалки. Особенности
приготовления на костре рыбы и мелких животных.
Опасные факторы природной среды, воздействующие на участника
лыжного похода. Основные правила передвижения в лыжном походе.
Средства передвижения, используемые в водных походах. Основные
правила безопасности при организации и проведении водных походов.
Подготовка к велосипедному походу. Выбор велосипеда для похода.
Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Основные
правила передвижения в велосипедном походе.
Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде.
Правила безопасного поведения и купания на водоемах в летнее время.
Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила
безопасного поведения при передвижении по льду водоемов. Действия
человека, провалившегося под лед.
Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного
существования. Способы подачи сигналов бедствия. Сигнальные
костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы
сигналов. Использование подручных средств для подачи сигналов
бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном)
туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на
безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения
туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и
традициям местного населения.
Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на

1

1

1

1

1

1

природно-климатических
условиях.

21

Средства индивидуальной и
коллективной
защиты.
Практическое занятие

22

Экстремизм,
терроризм,
наркотизм: основные понятия и
причины их возникновения.

23

Взрывы в местах массового
скопления людей.

24

Средства
помощи

25

Опасные животные, первая
помощь при укусах насекомых
и змей. Практическое занятие

26

Первая помощь при ожогах.
Тепловой и солнечный удар.

оказания

первой

здоровье человека при смене климатогеографических условий.
Основные принципы адаптации при смене климатогеографических
условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена
часовых поясов. Смена климата. Рекомендации по адаптированию при
смене часовых поясов и климата. Акклиматизация к условиям жаркого
климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к
здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании
смены климатогеографических условий.
Понятие об убежище. Отдельно стоящие и встроенные убежища.
Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в
нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной
для дыхания среде. Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы
безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения
подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность.
Ответственность
несовершеннолетних
за
правонарушения.
Личная безопасность при террористических актах и при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва
(при взрыве). Понятия о местах массового скопления людей,
Признаки, указывающие на возможную установку взрывных
устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного
устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной
угрозе взрыва, после взрыва.
Основы оказания первой помощи. Комплектование походной
аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания
помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой
помощи в условиях вынужденного автономного существования.
Признаки укуса насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса
клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься
от энцефалита. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе
насекомых и змей.
Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических
ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах. Солнечный ожог.

1

1

1

1

1

1

27

Вредные
факторы

привычки

и

их

28

Обморожение
и
охлаждение организма

29

Беда на воде. Практическое
занятие

30

Закрытые
травмы.
Практическое занятие

31

Способы
пострадавших
занятие

32

Правильное питание – основа
здорового образа жизни.

33

Значение белков, жиров и
углеводов в питании человека.
Гигиена и культура питания.

34
35

Особенности
возраста.

общее

переноски
.Практическое

подросткового

Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по
предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога.
Оказание первой помощи при солнечном ожоге. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов.
Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма.
Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени
обморожения и их признаки. Первая помощь при отморожениях и
общем переохлаждении.
Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия
человека,
заметившего
утопающего.
Признаки
утопления.
Последовательность оказания первой помощи в таких случаях
Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений
(ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание
первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие
о сдавлении. Оказание первой помощи при сдавлении. Первая
помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных
(медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила
транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на
носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке.
Функции белка и их источники для организма человека. Функции
жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники
жиров для организма человека. Функции углеводов и его источники
для организма человека. Основные источники витаминов. Роль
минеральных веществ в организме человека. Основные источники
минеральных веществ. Роль воды в организме человека. Составляющие
и факторы здорового образа жизни ( питание).
Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания.
Распределение
калорийности
по
приемам
питания
и
продолжительность приемов пищи. Понятие о культуре и этикете
питания. Правила питания и соблюдения культуры питания.
Особенности развития организма в подростковом возрасте. Изменение
поведения в подростковом возрасте. Отношения с родителями.

1

1

1

1

1

1

1

2

Тематическое планирование по ОБЖ
8 класс
№
уро
ка
1

2

3

4

5

6

7
8

9

10

Количество
часов

Тема урока
Производственные
катастрофы

аварии

и

1

Аварии на пожаро - и взрывоопасных
объектах.
Общие
сведения о взрыве. Общие
сведения о пожаре.
Причины возникновения пожаров
и взрывов и их последствия.

1

1

Понятие
о
взрыве.
Характеристика
взрывов,
их
причины, и последствия.
Правила безопасного поведения
при пожарах и взрывах. Пожары
и паника.
Виды аварий на химически
опасных объектах

1

Правила безопасного поведения
при авариях с выбросом АХОВ.
Опасные химические и аварийно
химически опасные вещества, их
поражающее
действие
на
организм человека.
Причины и последствия аварий
на химически опасных объектах.

1

Защита населения от аварийно

1

1

1

1

1

Элементы содержания
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от
них. Опасные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации на
транспорте. Особенности личной безопасности при техногенных авариях.
Виды аварий на пожаро - и взрывоопасных объектах. Характерные
особенности взрыва. Общие сведения о пожаре.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Причины пожаров на промышленных предприятиях (объектах
экономики).
Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях. Причины взрывов в
жилых домах. Опасные поражающие факторы пожара и взрыва.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Тушение очага
пожара. Эвакуация из горящего здания. Правила поведения в завале. Тушение
загоревшейся на человеке одежды. Паника.
Опасное химическое вещество. Химически опасный объект. Химическая
авария. Виды аварий с выбросом АХОВ.
Районы РФ с высокой
концентрацией химически опасных объектов.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. Движение по
зараженной местности.
Классификация опасных веществ по степени воздействия на организм
человека. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.
Характеристика наиболее распространенных АХОВ.
Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на
химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны
химического заражения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
защита населения от них (аварии на химически опасных объектах экономики)
Основные способы защиты населения от АХОВ. Оповещение населения.

химически опасных веществ.
11

Радиация вокруг нас. Виды
аварий
на
радиационно
опасных объектах.

1

12

Характеристика
очагов
поражения при авариях на АЭС.
Последствия
радиационных
аварий.
Характер поражения людей и
животных.
Загрязнение
сельскохозяйственных растений и
продуктов питания.
Правила безопасного поведения
при радиационных авариях.

1

15

Защита
населения
радиационных авариях.

при

1

16

Виды
аварий
на
гидродинамически
опасных
объектах.
Причины
гидродинамических аварий и их
последствия.
Меры по уменьшению последствий
аварий
на
гидродинамических
опасных
объектах. Правила безопасного
поведения
при
гидродинамических авариях.
Состояние природной среды и
жизнедеятельность человека.

1

13

14

17

18

1

1

1

1

Использование средств индивидуальной защиты. Укрытие людей.
Герметизация помещения.
Ионизирующее излучение. Естественные и искусственные источники
ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Виды
аварий с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно опасный объект.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных объектах экономики)
Причины аварий на АЭС. Зоны радиоактивного заражения. Свойства
радиоактивных веществ. Период полураспада. Последствия облучения людей.
Группы критических органов. Последствия однократного радиационного
облучения. Последствия острого однократного и многократного облучения
организма человека. Допустимые значения заражения продуктов питания и
воды.
Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно
опасных объектах. Подготовка к возможной эвакуации. Проживание на
загрязненной территории.
Режим радиационной защиты. Меры по защите населения при радиационной
аварии. Использование средств индивидуальной защиты. Проведение йодной
профилактики. Контроль безопасности продуктов питания.
Виды гидродинамических аварий. Затопление. Зоны катастрофичес-кого
затопления. Гидродинамические сооружения напорного фронта. Причины
гидродинамических аварий. Последствия аварий. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и защита населения от них (аварии на
гидротехнических сооружениях).
Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при
гидродинамических авариях. Что делать при внезапном затоплении.

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах
с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Экологическая
ситуация в стране. Антропогенные изменения в природе. Воздействие
человека на биосферу. Виды ЧС экологического характера.

19

Чрезвычайные
ситуации
природного характера и их
классификация

1

20

Изменение
атмосферы,суши,

состояния
гидросферы

1

21

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

1

22

Обобщающий урок по разделу 1.

1

23

Воздействие химических веществ
на человека. Первая медицинская
помощь при поражении АХОВ
удушающего действия.
Первая медицинская помощь при
поражении АХОВ общеядовитого
действия.
Первая медицинская помощь при
поражении АХОВ удушающего и
общеядовитого действия.
Первая медицинская помощь при
поражении АХОВ нейротропного
действия. Первая медицинская
помощь
при
поражении
удушающими и нейротропными
АХОВ.

1

24

25

26

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза,
сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению.
Деградация почвы. Эрозия. Отходы. Состав твердых бытовых отходов.
Классификация отходов по вредности для людей. Классификация отходов
различных отраслей промышленности по воздействию на окружающую среду.
Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана.
Кислотные дожди. Выбросы вредных веществ. Физико-химические качества
воды. Пресная вода. Сточные воды.
ПДК некоторых загрязняющих веществ. Концентрация. Нормы качества
воздуха. ПДК некоторых химических веществ в воде. ПДК некоторых
химических веществ в почве. Нормы качества воды. Нормы химического
загрязнения почв.
Умещение влияния на свое здоровье вредных
экологических факторов.
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Умещение
влияния на свое здоровье вредных экологических факторов. Показатели
предельно допустимых воздействий на природу
Пути проникновения химических веществ в организм человека. Общие
принципы неотложной помощи. Общие меры ПМП при отравлении АХОВ.
ПМП при поражении АХОВ удушающего действия.

1

Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия.
Отравление синильной кислотой. Отравление оксидом углевода. Отравление
мышьяковистым водородом.
Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и
общеядовитого действия. Отравлении сероводородом

1

Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия.
Отравление фосфорорганическими ядовитыми веществами. Отравление
сероуглеродом. Первая медицинская помощь при поражении удушающими и
нейротропными АХОВ. Отравление аммиаком.

27

28

29

30

31
32

33

34
35

Первая медицинская помощь при
отравлении солями тяжелых
металлов и мышьяка.
Первая медицинская помощь при
ожогах
химическими
веществами.
Первая медицинская помощь
при отравлении бытовыми химикатами.
Первая медицинская помощь при
остановке
сердечной
деятельности
Инфекционные
и
неинфекционные заболевания
Занятия физкультурой и спортом.
Закаливание организма.

1

Правила использования факторов
окружающей среды для закаливания организма.
Семья в современном обществе

1

Человек-производство»
Дидактическая игра.
Отработка действий в случае
возникновения ЧС, возможной в
нашей местности.

1

1

1

1
1

1
1

Первая медицинская помощь при отравлениях. Первая медицинская
помощь при отравлении солями тяжелых металлов (медь, ртуть, висмут) и
мышьяка.
Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами
(концентрированные кислоты, щелочи, фосфор) и некоторыми растениями
(лютиком, дурманом, др)
ПМП при отравлении бытовыми химикатами. Бытовые инсектициды.
Уксусная эссенция. Столовый уксус. Неорганические кислоты. Нашатырный
спирт.
Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности.
Первая помощь при коме. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей.
Основные
неинфекционные
и
инфекционные
заболевания,
их
профилактика
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена). Организм школьника.
Скоростные качества. Силовые качества. Выносливость. Гибкость. Влияние
занятий спортом на физические качества человека. Закаливание. Регулярное
закаливание. Принципы закаливания.
Закаливание воздухом. Солнечные ванны. Закаливание водой.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита
прав ребенка. Понятие о воспитании детей.
Пожары и взрывы.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Гидродинамические аварии.
Нарушение экологического равновесия

Тематическое планирование
9 класс
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Тема урока

Количество
часов

Основы безопасности личности, общества и государства (14 ч)
1. Современный комплекс проблем безопасности (5 часов)
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства
1
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
1
Международный терроризм как угроза национальной безопасности
1
Наркотизм и национальная безопасность
1
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности
1
2. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
(3 часа)
Цели, задачи и структура РСЧС
1
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС
1
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС
1
3. Международное гуманитарное право (3 часа)
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм
1
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала
1
Защита военнопленных и гражданского населения
1
4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (3 часа)
Защита от мошенников
1
Безопасное поведение девушек
1
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций
1
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7 часов)
5. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3 часа)
Причины травматизма и пути их предотвращения
1
Безопасное поведение дома и на улице
1
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом
1
6. Основы медицинских знаний (4 часа)
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика
1
Травмы головы, позвоночника и спины
1
Экстренная реанимационная помощь
1
Основные неинфекционные заболевания
1

Основы здорового образа жизни (14 часов)
7. Здоровье и здоровый образ жизни (3 часа)

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Здоровье человека
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы
оздоровления
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье
8. Личная гигиена (3часа)
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды
Гигиена питания и воды
Гигиена жилища и индивидуального строительства
9. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 часа)
Физиологическое и психологическое развитие подростков
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях
Суицидальное поведение в подростковом возрасте
10. Факторы, разрушающие здоровье человека (3 часа)
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей).
Влияние вредных привычек на здоровье человека.
Профилактика вредных привычек и их факторов.
Заболевания, передающиеся половым путем
Итого
35 часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».